Всякое действие начинается с намерения
На днях во дворе мечети увидел группу мужчин: кто курил, кто громко разговаривал, кто был явно под хмельком. На мое замечание о неподобающем поведении, ведь пришли они, чтобы проводить усопшего в мир иной, ответили по-разному. Одни сказали, что не знают, как себя в такой ситуации вести, другие сослались на то, что русские и соблюдать мусульманские обычаи не обязаны.
С первых дней жизни, когда человек начинает понимать, что хорошо, а что плохо, наступает ответственность за свои поступки. Вольные или невольные, осознанные или случайные деяния характеризуют его как личность. Всемогущий Аллах создал и послал человека на землю своим халифом, наместником, дав ему разум и сознание, возможность самосовершенствования и идти вперед по пути развития.
Всякое осознанное действие начинается с намерения. Собираясь в гости или на важный прием, вы приводите в порядок себя, свою одежду, ведь вам небезразлично, как вас оценят. Зачастую от этого зависит дальнейшая судьба, продвижение по службе, успех дела и т.п.
Собираясь в мечеть, храм божий, человек тоже совершает намерение: вспомнив о боге, понимает, как он мал и беззащитен перед Ним, как коротка земная жизнь в сравнении с вечным. Посещая кладбища, поминая усопших, мы должны понимать, что тоже пройдем через эти врата в мир иной. Но как сильно не совпадает одно с другим! Приходя в мечеть, люди порой то ли по незнанию, а может по упрощению важности момента своим внешним и внутренним состоянием умаляют значимость происходящего. Законы шариата определяют нормы поведения человека в мечети, время посещения и форму (стиль) его одежды. "Харам" (запретное) и "халяль" (разрешенное) - вот основные критерии мусульманина и мусульманки. Соблюдая эти требования, человек совершает богоугодные дела, и милость Аллаха всегда пребудет с ним. Эти требования относятся и к представителям других конфессий. Не важно, какой ты национальности и вероисповедания, важно осознать, что правая нога входящего переступает порог храма божьего.
Но что происходит сегодня? Люди позволяют себе прийти в одеждах, оскверняющих храм божий. Про чистоту тела (тахарат) и души можно в некоторых случаях просто забыть. С сильным запахом надушенного тела, табачного дымка и отчетливого вчерашнего перегара человек переступает порог мечети. В месте, где без суеты и лишнего шума нужно обратить свои мысли к Аллаху, разговаривают о житейских и политических проблемах.
Вот, к примеру, проводы усопшего в мир вечного бытия. Вспоминая о покойном, отдавая дань уважения ему, люди тихо переговариваются. Не должно быть тут ни курящих, ни "веселых", а одежда - соответствовать моменту. Зато здесь есть место подумать и о себе, о смысле своей жизни, о вечном и неизменном, о времени, которое неумолимо убывает. Никто не знает, сколько лет и дней у него еще в запасе, и не опоздать бы с добрыми делами и чистыми помыслами, чтобы потом, на последней минуте с горечью не думать, что жизнь прошла как-то мимо, без смысла, цели.
А ведь все до наивного просто: сделай шаг к самому себе, увидь Всевышнего, различи черное от белого, харам от халяль, - и выйдешь на путь истины.
Александр Султанов, имам-хатыйб Прокопьевского района.
Выпуск №: 33-2010 (18.08.2010)