Город среди вершин
Меньше знаешь - крепче спишь!
Усть-катавское предприятие окутано ореолом таинственности и по сей день. Продукция усть-катавцев долгое время оставалась засекреченной. Заводчане подписывали документ о неразглашении. Кстати, и сейчас даже пенсионеры не особо охотно делятся тем, что знают. На вопрос собеседника стараются отшутиться, дескать, меньше знаешь - крепче спишь. Тем не менее, в разговорах с местными жителями всплывали интересные факты. Правда, кое-что из услышанного казалось не очень правдоподобным. Так, один из популярнейших мифов о заводе - то, что под ним находится бункер, где якобы и сейчас производят военную технику.
Первый официальный ответ:
- Ничего серьёзного кроме трамваев мы не делаем!
Однако это не совсем так, точнее - совсем не так.
- "Закрытость" для Урала - это вполне нормальное явление, - рассказал Виталий Михеев, отработавший сорок лет в конструкторском бюро. - В военное время все предприятия трудились на оборону страны.
В первые месяцы войны в Усть-Катав стали прибывать эшелоны с оборудованием, материалами и людьми из Брянска. Перед заводом стояла задача: в кратчайшие сроки перейти на изготовление военной продукции, в частности платформ для зенитных пушек. Вскоре был получен приказ: освоить производство миномётов и снарядов для реактивных артиллерийских установок - "катюш". Трудиться приходилось более 11 часов в сутки - таков был официально установленный рабочий день. Кроме бомб, миномётов, реактивных снарядов завод поставлял фронту и зенитные повозки - ЗУ-13. За участие в борьбе с фашистскими захватчиками Усть-Катавский вагоностроительный завод удостоен высокой награды - ордена Трудового Красного Знамени. Кстати, в Усть-Катаве, так же, как и в нашем городе, сложилась замечательная традиция - отмечать годовщину Победы праздничным шествием.
Даже в послевоенный период отказаться совсем от военной продукции не получилось. Предприятие продолжило выпуск некоторых видов вооружения из-за напряжённой международной обстановки, которая требовала укрепления обороноспособности страны. Не удалось это сделать и в наше время - министерство не разрешило полностью "свернуть" производство военных изделий, а позволило лишь временно "заморозить".
Ракета -не трамвай,
илиСделанона Урале
Завод знаменит ещё и тем, что работает на Рос-космос. Кстати, аппарат, на котором летал наш земляк, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Борис Волынов, помогали конструировать усть-катавцы, специалисты в области ракетно-космической техники.
- К полёту Юрия Гагарина мы, конечно, никакого отношения не имели, - рассказал Виталий Михеев, - первая наша установка работала на "Союзе-4", запущенном в 1969 году.
Зато начиная с этого времени и по сей день ни один пилотируемый корабль без нашего участия в космос не отправляется. Только не нужно путать ракетоноситель и сам аппарат - к пуску мы никакого отношения не имеем, наша часть работы только в космическом агрегате.
Устройство, изготовленное на Урале, необходимо для стыковки корабля со станциями ("Салют", "Мир" и т.д.). Без ложной скромности можно сказать, что возвращение корабля на землю невозможно без тормозной двигательной установки (ТДУ), сделанной в Усть-Катаве.
Спроектировал и внедрил в жизнь ТДУ великий конструктор Алексей Исаев. Говорят, что Сергей Королёв в шутку представлял коллегу:
- А это тот самый Исаев, который тормозит наше дело!
Интересный факт - прототипом главного героя лучшего фильма о космосе "Укрощение огня" послужил не только Сергей Королёв. В основу образа Сергея Башкирцева лёг другой выдающийся конструктор Алексей Исаев. Просто при жизни имя Исаева не афишировалось, а его работы были засекречены.
- Всё-таки хорошо, что тайное становится явным, - говорит Виталий Николаевич. - Потому что люди должны знать своих героев.
С единственной фразой из кинофильма Виталий Михеев всё же не согласен. Есть сцена, где герой возмущённо говорит: "Как вы не поймёте, это же ракета - это не трамвай". Усть-катавцы делают и то, и другое, поэтому знают: изготовление и трамваев, и космической установки - занятие одинаковой важности и ответственности.
Выпуск №: 29-2012 (18.07.2012)