Рейтинг@Mail.ru
Город среди вершин

Город среди вершин

Угледобытчик - профессия опасная

Сейчас Усть-Катав - полностью газифицированный город, включая частный сектор. Здесь не знают, что такое котельные, которые топятся углём, и зимой снег подолгу остаётся кипенно-белым. Растопить печь углём на Урале - можно сказать, роскошь, потому что его здесь практически нет.

- Но были времена, когда необходимость в топливе была колоссальная, - рассказывает Виталий Михеев, человек, увлечённый историей родного края. - И потомки придумали, как его добыть.

Но не из-под земли, как наши шахтёры, а из сосны и дёрна. Процесс этот ничего общего с привычной для нас добычей угля не имеет. Единственное объединяющее обстоятельство в работе кузбасских горняков и уральских углежогов - опасность. Работать углежогом, как и шахтёром, мог только физически выносливый и мужественный человек.

Углежжение - процесс переработки древесины в уголь. Его получали, сжигая древесное сырьё без доступа воздуха при температуре свыше 300 градусов. Двухметровые поленья ставили вертикально, плотно друг к другу, промежутки старались заполнить ветками. Сверху куча засыпалась толстым слоем земли, а у основания делалось отверстие, чтобы можно было зажечь дрова. Горение продолжалось несколько дней, и углежоги следили, чтобы не произошло прямого возгорания. Время от времени кучи подколачивались чекмарями (специальными палками), чтобы подгоревшие дрова просели. Находиться наверху было опасно - иногда углежоги проваливались в горящую воронку.

Я из Прокопьевска

Появилось свободное время, и я отправилась в редакцию главной городской газеты "Усть-Катавская неделя".

- Здравствуйте, я из Прокопьевска, - обратилась к журналистам.

- Добрый день, и я тоже, - ответила на моё приветствие одна из коллег.

Оказалось, у заместителя главного редактора газеты Светланы Обуховой прокопьевские корни. Её родители из Кемеровской области: папа - из Прокопьевска, мама - из Таштагола. Познакомились в Новокузнецке: он учился в СибГИУ, она - в педагогическом институте.

- Отец выучился на металлурга и по распределению попал в Усть-Катав, - рассказала Светлана. - Он был на год старше мамы, и у неё оставалось два варианта: либо доучиваться в Новокузнецке, либо уехать вместе с ним. Мама выбрала последнее - так в 1968 году мы всей семьёй оказались на Урале.

Светлана маленькой не раз бывала в Прокопьевске вместе с родителями, потом на какое-то время связь с родственниками оборвалась. Благодаря Интернету удалось понемногу всех отыскать и начать общаться снова. Светлана говорит:

- Ваш проект "Диалог городов российских" - настоящий подарок для меня. Когда услышала "Прокопьевск", обрадовалась. Я ищу в Интернете информацию о городе, где живут мои родные, а тут открываются двери, и вы входите.

Кстати, в день нашего со Светланой знакомства в Усть-Катаве прошёл шажере-байрам, татаро-башкирский праздник родословной. Участники должны были рассказать о своей семье, о том, чем знамениты предки, чего достигли, а также назвать всех представителей своего рода до седьмого колена. Некоторым удавалось назвать до двухсот человек. А вы смогли бы?

Интересный факт: как только в нашем еженедельнике вышел первый материал про Усть-Катав, в редакции раздался телефонный звонок:

- А я в Усть-Катаве жил, работал, женился, - эмоционально рассказывал мужчина на другом конце провода. - Этот город для меня - вторая родина.

Оказалось, что трудовая биография прокопчанина с двадцатилетним горняцким стажем Михаила Рустанова началась с Усть-Катавского завода.

- На Урале жил родной дядя, - объясняет Михаил Хорисович, - и после окончания школы я отправился туда. Поступил в механический техникум.

Прокопьевский паренёк быстро освоился в новом городе, а когда на заводе узнали, что приезжий - ещё и профессиональный боксёр, то быстро взяли его в оборот. По городу расклеили объявления о наборе в секцию, и через несколько дней от желающих выйти на ринг не было отбоя.

- Если о прокопьевских боксёрах в 60-х годах знали уже за пределами области, то в Усть-Катаве этого боевого вида спорта вообще не было, - вспоминает Рустанов.

Так, с приездом нашего земляка открылась новая страница усть-катавского спорта. На тренировки спешили не только местные жители. Народ приезжал даже из соседних городов на электричках - такой популярностью пользовался бокс.

После окончания техникума Михаил Хорисович работал на заводе, но занятия спортом и тренерскую деятельность не бросал.

Кстати, наш земляк долгое время был известен как самый молодой тренер на Урале. О Рустанове писали даже в "Советском спорте".

Лучше гор могут быть только горы

В Усть-Катавском историко-краевед-ческом музее обнаружили интересный экземпляр. Заведующая научно-просветительским отделом Анастасия Чудайкина нашла письмо, в котором прокопьевские пионеры благодарят усть-катавцев за трамвай. Из послания понятно, что школьники собрали металлолом и отправили на Урал. В наш город он вернулся уже в виде трамвая. Есть ещё одна благодарность - от кемеровчан за досрочное выполнение заказа для прокатного стана.

Многие полагают, что Урал - это украшения с самоцветами, малахитовые шкатулки, златоустское оружие, нескончаемые легенды и сказки, причём всё это вместе и сразу. На самом деле не так. Хотите посвятить время любованию самоцветами и изучению полудрагоценных камней? Вам в город Миасс. Выбрать достойный подарок мужчине в виде кинжала или меча с золотой гравировкой - тогда в Златоуст. Единственное, что есть повсюду, - горы. Практически с каждой из них связана легенда, рассказывающая о фантастическом возникновении. Как говорят местные жители, такая красота не могла бы появиться на свет без волшебства.

На одну из уральских гор мне посчастливилось подняться. Кстати, забираться на неё было легко и нескучно. Гора Шиханка усыпана земляникой и клубникой, поэтому и остановки были частыми. Работники музея рассказывали о пользе восхождения на гору. Во-первых, это преодоление, которое даёт веру в себя, и ощущение, что человек может всё, стоит только захотеть. Во-вторых, смирение - гордыня пропадает после первых нескольких метров наверх. А, в-третьих, процесс восхождения сродни молитве. В обычной жизни наше зрительное пространство ограничено домами, деревьями, и линию горизонта мы практически не видим. Да и времени в повседневной рутине постоянно не хватает.

- Поднимитесь в горы, и вы поймёте, как на самом деле течёт время, - говорила моя спутница Светлана Обухова.

Когда видишь с высоты простирающиеся равнины, поля и лес, чувствуешь себя маленькой песчинкой, тогда обычно и начинают посещать мысли о том, что действительно дорого, что действительно имеет цену.

Анастасия УЛАНОВА

Фото автора


Выпуск №:  30-2012 (25.07.2012)

Возврат к списку