Почему не спится бабе Маше?
На журнальном столике - внушительная стопка газет, больше серьёзных. На некоторых - ручкой сделаны пометки. Сразу видно - читатель вдумчивый, размышлял и анализировал. А вот и хозяйка. Она неторопливо садится в кресло, берёт карандаш и погружается в мир вопросов и ответов. Сейчас разгадывание сканвордов для Марии Бахновой - одно из любимейших занятий. Оно, кстати, чем-то схоже с её профессией. Мария Ивановна более полувека работала следователем прокуратуры, и мы заглянули к ней в гости накануне её 90-летнего юбилея.
Выбрала работу и судьбу
- Да какой там выбор профессии, - рассказывает Мария Ивановна, - куда взяли, туда и пошла.
Она росла без отца (папа умер рано из-за тяжёлой болезни). В многодетной семье уже с ранних лет было принято трудиться. В 1937 году, окончив семь классов, Мария с подругой отправились искать работу. Заинтересовали две вывески: на одной написано - суд, на другой - прокуратура. Девушки, не зная толком, что означают слова, поделили между собой учреждения и перешагнули пороги зданий. И что удивительно, на работу приняли обеих: Марию - в прокуратуру, подругу - в суд.
- Сначала была курьером, - вспоминает женщина, - потом секретарём. Кстати, в заявлении о приёме на работу приписала годок, чтобы не отказали.
Тогда ей было всего 14 лет. Девичьи волнение, робость и неуверенность исчезли уже после первых месяцев работы. "Новенькая" обучалась быстро и с делами вполне справлялась. Однажды из-за её чрезмерной старательности и аккуратности вышла комичная история. Девушка "подбивала" деньги за почтовые услуги, и у неё оказался излишек. Пересчитала всё на несколько раз - снова лишние. Она в слёзы. Позвали знакомого бухгалтера с опытом, и он разобрался. Оказалось, экономная девушка отрывала чистые марки с входящих конвертов и использовала снова. Так за месяц сэкономила три рубля.
- Да не плачь, ты, Марья, я их себе заберу! - рассмеялся бухгалтер, когда понял, в чём дело.
На самом же деле точность и аккуратность в делах и бумагах оказались незаменимыми в скрупулёзной работе следователя. Вскоре девушка стала в прокуратуре своим человеком, окончила курсы следователей и начала работать наравне с другими. Специального юридического образования ей так и не удалось получить. Однако каждодневная практика и старательность дали свои плоды.
Превосходный человек
Тогда, в 37-м, никто и представить не мог, что из этой девушки выйдет талантливый следователь.
- Превосходный человек! Настоящий профессионал! - говорит сейчас Бахнова о каждом из своих коллег, вглядываясь в старые фотокарточки.
А каким профессионалом была сама Мария Ивановна, знают те, кому довелось с ней поработать. Не имея юридического образования, женщина расследовала самые запутанные уголовные дела. Да так, что в суде ни у кого даже сомнений не возникало в виновности подсудимого. Не считалась со временем и личными делами. На сон иногда оставалось три-четыре часа, но никто ни разу не слышал, чтобы женщина роптала на судьбу.
- Особенно тяжело было в военные годы, - вспоминает она, - люди работали с 8 до полуночи. Чтобы встретиться, к примеру, с подозреваемыми, нужно было дождаться окончания их рабочего дня. Пока поговоришь - в три ночи только домой, а наутро опять на работу.
- Порядочные дамы дома спят, а непорядочные - ночью по кустам шастают, - пошутил однажды судмедэксперт Геннадий Корнилов, выехавший на дело вместе с Марией Бахновой. - Ну, что ж тебе, баба Маша, не спится?
Прозвище баба Маша как-то быстро "прилипло" к женщине. Хотя к возрасту не имело никакого отношения, обозначало оно в большей мере непревзойдённый опыт и профессионализм, перед которым коллеги попросту снимали шляпу. И если кто-то сталкивался с трудностями на профессиональном или жизненном пути, ему сочувствовали и всегда интересовались: "А ты к бабе Маше обращался? Может, она чем поможет?" Вот таким авторитетом пользовалась женщина-следователь в прокуратуре.
- Сначала мальчишки (следователи прокуратуры), а потом и милиция стали меня так называть, - говорит Мария Ивановна.
Про поступки и проступки
Многие молодые специалисты области проходили стажировку у Марии Бахновой, которая, кстати, долгое время была единственным следователем-женщиной в прокуратуре. Среди её стажёров - действующие прокуроры городов Кемеровской области.
Кстати, вот одно из запутанных дел, которое вполне могло бы лечь в основу любого детектива. На Красном Углекопе в районе кладбища обнаружили труп неизвестного мужчины. Определить, кто это и откуда, долго не могли. Единственная зацепка - фабричная этикетка на брюках убитого "Изготовлено в Кривом Роге". Проверили - в Прокопьевск таких вещей не поступало. Предположили, что покойник был приезжим. Выяснили, кто приезжал из Украины и кто уезжал обратно. Так напали на след двух мужчин. В наш город они прилетели вместе, но обратно вернулся лишь один. Бахнова отправилась в Херсон, где и отыскала подозреваемого. Им оказался житель Херсона, который специально заманил знакомого в Прокопьевск. Он отомстил за то, что тот обобрал его до нитки.
- Бывали случаи, - размышляет следователь, - когда испытываешь жалость к преступникам, понимая, что человек не справился с эмоциями и оступился. Всегда переживала за подростков, которые из-за недосмотра, грубости и безразличия в семье оказывались втянутыми в криминальные истории.
Странно, что люди не понимают, что, в конечном итоге, за все свои поступки и проступки каждому из нас придётся ответить. Ведь из дел сегодняшних складывается наше завтра.
Выпуск №: 37-2012 (12.09.2012)